В средние века логическая игра лиса и гуси была одной из популярнейших игр на Европейском континенте. В качестве доски в этой игре используется игровое поле солитера (рис. А). Под одним и тем же названием лиса и гуси известно несколько вариантов игры.
1. Наиболее старый, так сказать, канонический вариант игры, упоминающийся в одной исландской саге, запись которой относят к 1300 г., заключается в следующем.
На доске в 33 поля (рис. А, слева) расставляют 13 шашек — «гусей», занимая поля с 13-го по 37-е. Играющий за «лису» ставит свою шашку, отличающуюся от гусей цветом, на любое свободное поле по своему выбору. Начинают игру гуси. Их цель — запереть лису, передвигаясь за один ход на одно свободное соседнее поле по вертикали или горизонтали в любых направлениях. Лиса ходит так же, но ей дано право перескакивать через гуся, если за ним имеется свободное поле. Гусь при этом считается съеденным, снимается с доски и в дальнейшей игре не участвует. Каскадом прыжков лиса может снять с доски сразу несколько гусей. Ее конечная цель в игре — съесть столько гусей, чтобы оставшиеся уже не смогли, запереть ее. Гуси друг через друга и через лису не перепрыгивают. На рис. Б показана начальная позиция и сетка разрешенных путей.
2. Несколько позже канонического появился вариант игры с 17 гусями, располагавшимися, как показано на рис. В. Правила игры оставались теми же, за исключением одного: гусям разрешалось ходить только вперед и в стороны, но не назад.
3. Впрочем, если хотите, можете играть и без такого ограничения, но лисе в этом варианте игры придется труднее.
4. Другой стратегии заставляют придерживаться игры на доске в 37 полей (рис. А, справа) с 15 гусями и 19 гусями (рис. Г, Д).
5. Совершенно иной становится игра, если сетка разрешенных путей будет выглядеть, как на рис. Е — с некоторых полей возможен ход по диагонали.