Подразделы

Другие разделы

Дата и время

21/11/2024 15:32:15

Авторизация

Имя:
Пароль:
Зарегистрироваться
Восстановить пароль
 

printРазработка компиляторов и интерпретаторов

printГенератор синтаксических анализаторов BISON

BISON используется для создания синтаксического блока транслятора. Структура описания такая же как у FLEX:
объявления, опции и вставляемый код
%%
правила
%%
дополнительные подпрограммы
По описанию будет сгенерирована функция int yyparse(), набор таблиц и вспомогательных подпрограмм. На вход этой функции поступает последовательность токенов (типизированных лексем), а выходом является дерево синтаксического разбора (последовательность применений правил грамматики). Для получения токена вызывается функция yylex(), которая должна вернуть тип лексемы (целое число), а ассоциированное с ней значение поместить в глобальную переменную yylval. Лексемы, состоящие из одного символа, можно не определять как токены и писать в правилах как символ в апострофах, например, '=' или '('.
В первом разделе задаются стартовый символ грамматики, имена токенов (терминальных символов грамматики) и синонимы для них, приоритеты операций, структура элементов стека.
Стартовый символ грамматики задается с помощью конструкции %start символ. По умолчанию стартовым является первый определяемый нетерминальный символ.
Для вставки произвольного кода в начало генерируемой программы применяются %{ %} и %code top { }. С помощью %code provides { } можно добавить объявления в генерируемый заголовочный файл.
Так как с разными символами грамматики могут связаны значения разных типов, то для хранения этих значений во время разбора с помощью %union определяется тип-объединение, в которой для каждого типа значения задается отдельный элемент:
%union {
  int val;
  void *ptr;
  struct Point { int x,y; } point;
}
По умолчанию с символами связано целое число. Для указания типа нетерминальных символов и токенов используется соответственно %type и %token:
%type <ptr> operator program
%type <val> expression
%token <val> NUMBER IDENT
%token LE GE
Данное определение указывает, что значения для нетерминальных символов operator и program хранятся в элементе ptr объединения, для токенов NUMBER и IDENT – в элементе val, а токенам LE и GE дополнительная информация не нужна.
После имени токена можно написать его лексическое представление в кавычках и использовать его в правилах для повышения наглядности:
%token LE "<=" GE ">="
%token IF "if" ELSE "else"
Имя токена всё равно должно быть задано, так как оно необходимо для определения константы, используемой в лексическом анализаторе.
Для задания приоритетов операций и упрощения правил используются объявления %left, %right и %nonassoc:
%right '='
%nonassoc '<' '>' "<=" ">=" "!=" "=="
%left '+' '-'
%left '*' '/'
%left UMINUS
Операция = имеет наименьший приоритет и выполняется справа налево (a=b=c), операции сравнения не могут комбинироваться и имеют более высокий приоритет, операции сложения и вычитания выполняются слева направо, а операция унарный минус имеет наивысший приоритет.
Во втором разделе задаются правила грамматики в формате:
символ : правило1 | правило2;
Для каждого нетерминального символа должно быть только одно определение. После каждого правила можно написать код на языке C/C++ в {}, получающий из значений, связанных с символами в правиле, значения для определяемого символа. Для обращения к значениям символов используется $n, где n – номер символа в правиле, а для обращения к значению символа-результата – $$.
В последнем разделе можно написать любые подпрограммы на языке на C или C++, которые будут добавлены к сгенерированной программе.
Калькулятор для целых чисел:
%{
#include <ctype.h>
#include <stdio.h>
void yyerror(const char *);
int yylex();
%}
%token DIGIT
%left '+' '-'
%left '*' '/'
%left UMINUS
%%
program: 
  | program expr '\n' { printf("%d\n",$2); }
  ;
expr: 
    expr '+' expr { $$ = $1+$3; }
  | expr '-' expr { $$ = $1-$3; }
  | expr '*' expr { $$ = $1*$3; }
  | expr '/' expr { $$ = $1/$3; }
  | '-' expr %prec UMINUS  { $$ = -$2; }
  | '(' expr ')' { $$ = $2; }
  | number { $$ = $1; }
  ;
number: DIGIT { $$=$1;}
  | number DIGIT { $$=$1*10+$2;}
  ;
%%
int yylex()
{ 
   int ch;
   while((ch=getchar())==' ')
     ; // пропустить пробелы
   if(ch==EOF) return 0;
   if(isdigit(ch)) {
      yylval=ch-'0';
      return DIGIT;
   }
   return ch;
}
void yyerror(const char *msg)
{ printf("%s\n",msg);
}
int main()
{ return yyparse();
}
Упражнения
Решите с использованием BISON следующие задачи: 1576, 1511, 459, 95, 49, 1333, 1233, 63
Пример решения для задачи 459:
%{
#include <ctype.h>
#include <stdio.h>
void yyerror(const char *);
int yylex();
int nerrors=0;
int nline=0;
int nop=0;
%}
%token NUMBER
%%
expr: NUMBER znak oper {++nop; } | '-' NUMBER | '-' '(' expr ')' {++nop; }
    | '(' expr ')' | expr znak oper {++nop;} ;
znak: '+' | '-' | '*' | '/';
oper: NUMBER | '(' expr ')' ;
%%
char str[200];
int pos;
int yylex()
{ 
   while(str[pos]==' ')
     ++pos; // пропустить пробелы
   if(str[pos]==0 || str[pos]=='\n') return 0;
   if(isdigit(str[pos])) {
      if(str[pos++]>'0')
        while(isdigit(str[pos]))
           ++pos;
      return NUMBER;
   }
   return str[pos++];
}
void yyerror(const char *msg)
{  printf("%d\n",nline);
   ++nerrors;
}
int main()
{  while(fgets(str,sizeof(str),stdin))
   {  ++nline;
      pos=0;
      nop=0;
      if(yyparse()==0 && nop==0)
         yyerror("nop==0");
   }
   if(nerrors==0) printf("0\n");
}
loading