Подразделы

Другие разделы

Дата и время

28/01/2020 02:58:50

Авторизация

Имя:
Пароль:
Зарегистрироваться
Восстановить пароль
 

printРазбор задач муниципального этапа олимпиады школьников по информатике 2011

printРазбор задачи 1. Рассеянный математик

Тема: разбор случаев
Сложность: простая

1-е число является одним из размеров какой-то комнаты, другой размер этой комнаты может быть 2-м, 3-м или 4-м числом. Два других числа являются размерами второй комнаты. Таким образом нужно рассмотреть три случая и выбрать максимальное значение из следующих вариантов для суммарной площади комнат: `a*b+c*d`, `a*c+b*d` и `a*d+b*c` (буквами `a,\ b,\ c,\ d` обозначены четыре числа в порядке ввода).
Пример реализации:
var s,ms,a,b,c,d:integer;
begin
  read(a,b,c,d);
  ms:=a*b+c*d;
  s:=a*c+b*d;
  if s>ms then
    ms:=s;
  s:=a*d+b*c;
  if s>ms then
    ms:=s;
  writeln(ms);
end.

printРазбор задачи 2. Блок-схема (8 класс)

Тема: реализация программы по блок-схеме
Сложность: простая

Пример реализации:
var n,k:integer;
begin
  read(n);
  k:=2;
  while k*k<=n do
  begin
    while n mod k=0 do
    begin
       writeln(k);
       n:=n div k;
    end;
    k:=k+1;
  end;
  if n>1 then
     writeln(n);
end.

printРазбор задачи 2. Муравей (9-11 класс)

Тема: поиск максимума, суммирование
Сложность: простая

Сначала нужно найти номер `m` первого максимального элемента в массиве высот. В массив высот `h_i` можно добавить вспомогательный элемент `h_0=0`. Длина пути муравья будет равна сумме `|h_i\ -\ h_{i-1}|` для `i` от 1 до `m` (по вертикали) плюс (по горизонтали).

printРазбор задачи 3. Изменения температуры (8 класс)

Тема: поиск максимума
Сложность: простая

Требуется найти номер `i` в диапазоне от 2 до `N` при котором значение `|a_i\ -\ a_{i-1}|` максимально (здесь `a_i` – показания термометра). Скобками `||` обозначается модуль (абсолютное значение) числа.
При реализации программы можно обойтись без массива, сохраняя предыдущее введенное значение в переменной t1:
var mdt,dt,mi,i,t1,t2,n:integer;
begin
  read(n);
  read(t1);
  mdt:=0;
  mi:=2;
  for i:=2 to n do
  begin
    read(t2);
    dt:=abs(t2-t1);
    if dt>mdt then
    begin
      mdt:=dt;
      mi:=i;
    end;
    t1:=t2;
  end;
  writeln(mi);
end.

printРазбор задачи 3. Теорема Васи (9-11 класс)

Тема: модулярная арифметика, быстрое возведение в степень
Сложность: средняя

При решении задачи необходимо воспользоваться алгоритмом быстрого возведения в степень, который подробно описан в разборе задачи "Вундеркинд", предлагавшейся на отборочных командных соревнованиях в 2010 году.

printРазбор задачи 4. Сумма (8 класс)

Тема: математика
Сложность: средняя

Реализация алгоритма в лоб дает только 50 баллов, так как не проходит ограничения по времени при больших `N`. Можно заметить, что в некотором диапазоне частное будет одинаковым и равно `k`. Максимальным значением `j`, при котором частное будет равно `k`, является `[N/k]`. Таким образом суммирование нужно производить диапазонами от `i` до `j`, в котором частное совпадает. Кроме того, для суммирования нужно использовать переменную вещественного типа или int64, чтобы не происходило переполнения. Пример реализации:
var i,j,n:longint;
   s,k:int64;
begin
  read(n);
  i:=1;
  s:=0;
  while i<=n do
  begin
    k:=n div i;
    j:=n div k;
    s:=s+k*(j-i+1);
    i:=j+1;
  end;
  writeln(s);
end.

printРазбор задачи 4. Двоичные числа (9-11 класс)

Тема: слияние возрастающих последовательностей
Сложность: выше среднего

Последовательность чисел можно задать рекуррентно через слияние последовательностей, получаемых при умножении этой же последовательности на двоичные числа 2, 22, 222, …, 222222222222222222.
Первый элемент последовательности равен 1. Каждая вспомогательная сливаемая последовательность определяется номером элемента основной последовательности, использованным для получения очередного элемента вспомогательной последовательности (первоначально все индексы установлены на 1) и значением текущего элемента. При слиянии последовательностей нужно найти минимальное значение из текущих элементов вспомогательных последовательностей — это и станет очередным элементом основной последовательности. Затем нужно сместить индексы и пересчитать текущие элементы в тех вспомогательных последовательностях, текущие элементы которых совпадают с использованным минимальным значением (таких последовательностей может быть несколько).
Для умножения нужно определить функцию, которая будет возвращать очень большое число (например, 222222222222222222) в случае переполнения. Также для вычислений нужно использовать тип int64. Пример реализации:
var x,y:int64;
    d:array[1..18]of int64; { двоичные числа }
    e:array[1..18]of int64; { текущие элементы }
    si:array[1..18]of int64; { индексы }
    s:array[1..10000]of int64; { результирующая последовательность }
    i,k,m:integer;
function mul(a,b:int64):int64; { умножение с проверкой на переполнение }
var r:int64;
begin
  r:=a*b;
  if r div b<>a then r:=d[18];
  mul:=r;
end;
begin
  read(x);
  { инициализация }
  d[1]:=2;
  for i:=2 to 18 do 
    d[i]:=d[i-1]*10+2;
  s[1]:=1;
  for i:=1 to 18 do
  begin
    si[i]:=1;
    e[i]:=d[i];
  end;
  k:=1;
  { слияние }
  while s[k]<x do
  begin
    m:=1;
    for i:=2 to 18 do { поиск минимума }
      if e[m]>e[i] then
        m:=i;
    y:=e[m];
    inc(k);
    s[k]:=y;
    for i:=1 to 18 do 
      if e[i]=y then { смещение индексов и пересчет текущих элементов }
      begin
        inc(si[i]);
        e[i]:=mul(s[si[i]],d[i]);
      end;
  end; 
  writeln(s[k]);
end.
loading